Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ТНР)

ФИ ребенка:

Дата рождения: 18.01.2018

Краткая характеристика: развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастным нормам. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме. Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности - не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры. 

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков, познавательных процессов через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду

Задачи:

 1. Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.

 2. Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.

 3. Развивать познавательные процессы, направленные на расширение кругозора

 4. Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

 5. Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка

 

Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.

 Виды деятельности: коммуникативная, игровая,  познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Предполагаемый результат: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.

Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком

  

 

Диагностический этап

Аспект индивидуального

учебного плана

 

Сильные стороны

 

Трудности

Коммуникация

Взаимодействует в общении со взрослым на индивидуальных занятиях

Навыки владения речевыми средствами коммуникации не соответствуют возрастной норме. Не пытается взаимодействовать с детьми как в игре, так и при работе в команде.

  Физическое развитие

Проявляет интерес к игровой деятельности

Не освоены навыки выполнять гимнастические упражнения

  Социальные навыки

Проявляет интерес к детям

Не испытывает желания делиться игрушкой со сверстниками, проявляет бурную эмоциональную реакцию, стремится поломать, то что дети построили, не сформированы навыки игры по правилам, совместной игры с детьми. Может поиграть с детьми только в догонялки

Познавательное развитие

Различает цвета и формы, считает до 20, знает буквы,  названия домашних и диких животных, предметов мебели,  быта, одежды и обуви, овощей и фруктов,  различных видов транспорта

На занятиях не проявляет активность. Отвлекается при выполнении заданий. Проявляет интерес только к теме – космос, строение тела, но не слушает, а рассказывает взрослому одну и ту же информацию.

Художественно-эстетическое развитие

Повторяет несложные рисунки

Ребенок только с помощью взрослого может пользоваться ножницами. Очень недолгое время может рисовать, теряет интерес, лепит фигуры с помощью взрослого

      Речевое развитие

Проявляет интерес к сказкам, может назвать сказочных героев на иллюстрации. Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм на развитие речи

Не может составить предложение, отвечает односложно, не сформирован навык пересказа, составления рассказа

Навыки, необходимые для жизни

Культурно-гигиенические навыки сформированы

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с окружающим миром

Формирование элементарных математических представлений

Речевое развитие

Развитие высших психических функции

Результаты

Рекомендации

Январь

IIнеделя

«Зимние забавы

Рассматривание картинок, беседа

Обобщать и расширять знания о времени года – зима, о зимних развлечениях (катание на лыжах, коньках, санках,

ледянках, игры в снежки, постройка снежной крепости и снеговика).

Формировать представление о зимних развлечениях, как характерных только для зимы.

 

 

Продолжать учить считать до 10;закреплять пространственные представления и умение использовать слова: внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом

1. И/у «Строим снежную крепость»

2. И/у «Играем с льдинками»

3. И/у «Найди пару лыж»

4. И/у «Одеваем перчатки на прогулку»

5. Игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки»

Автоматизация звука  с в предложениях.

Игра «Найди звук» Составление предложении по картине «В магазине»

Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане»

Пальчиковая гимнастика: 

Пальчиковая игра: кулак-ребро- ладонь

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

 Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Упр. «Назови одним словом», Складывание разрезных картинок из 4 частей

Запоминание потешек по теме «Одежда».

 

 

 

III неделя

Игрушки

Рассматривание картинок, беседа

Учить различать игрушки в окружающей обстановке,правильно называть их (мяч, юла, кукла, мишка, машина), определять, из чего эта игрушка сделана, выяснить значение каждой игрушки, уметь выполнять практические действия с ними.

 

 

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги.

1. И/у «Отвечаем на вопросы Незнайки»

2. И/у «Подбираем краски для карандаша»

3. И/у «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки»

4. И/у «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

5. П/и «Дни недели, стройтесь»

6. И/у «Поможем Незнайке найти вещи»

Автоматизация звука с в чистоговорках. Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко». Игра «на рынке» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Надуй игрушку»

Пальчиковая гимнастика:

Игры с прищепками

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Запоминание не менее 6 предложенных предметов.

 

 

IV неделя

«Дикие животные наших лесов»

Рассматривание картинок, беседа

Формировать представление о диких животных (волк,заяц, лиса, медведь, белка, еж). Учить отмечать характерные признаки диких животных и их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части их тела.

Обогащать представления об образе жизни диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, готовятся к зиме. Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

1. И/у «Составим число»

2. Работа с раздаточным материалом.

3. Д/и «Найди предмет такой же формы»

4. И/у «Приготовим снежинки для салфеточки»

4. И/у «Разложим снежинки правильно

Автоматизация звука с во фразовой речи. Упр. «Звук заблудился» Описательный рассказ по картине лиса (заяц...)

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение:«Голоса животных»

Пальчиковая гимнастика: 

Зайчик, собачка.

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Запоминание потешек по теме «животные».

Удерживание в поле зрения не менее 6 предметов

 

 

Февраль

 Iнеделя

«Наша пища. Труд повара. Посуда»

Рассматривание картинок, беседа

Дать понятие о продуктах питания, о жизненно необходимых продуктах: молочных, мясных, мучных.

Уточнять и расширять знания о профессии повара, предметах, необходимых ему для работы.

 

 

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

 И/у «Составим число»

 Работа с раздаточным материалом.

 И/у «Поможем Федоре собрать посуду»

 Д/и «Запомни и повтори

Постановка звука З. Упр. «Что из чего сделано», Один-много» «1-2-5»

Игра «Найди звук»

Артикуляционная гимнастика:для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Горячий чай»

Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда)

Запоминание расположения 6 игрушек.

Игра: «Четвёртый лишний?»

 

 

II неделя

«В стране безопасности»

Рассматривание картинок, беседа

Дать представление о бытовых приборах, их назначении и

роли в жизни человека.

Познакомить с правилами

совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках; развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа)

 

1. И/у «Собираем веер»

2. И/у «Игра с веером»

3. И/у «Составим число»

Физкультминутка «Летает не летает»

4. Д/и «Танграм»

5. И/у «Что где находится»

1Автоматизация звука З в прямых и обратных слогах. Повторение слогов.

2.Фонематический слух Упр. «Логопедическое лото»

Игра: «Кто сказал правильно»

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане»

Пальчиковая гимнастика: Игры с мягким конструктором

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Развитие умения находить одинаковые предметы

 

 

III неделя

Спорт

Виды спорта

Рассматривание картинок, беседа.Уточнять и расширять представление о видах спорта и спортсменах.

 

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10.

упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

1. И/у «Считай дальше»

2. И/у «Отсчитай фигуры»

3. Работа с раздаточным материалом.

Упр. «Хлопай не зевай»,»

Повтори за мной»(отработка слоговых рядов) Игра «Подбери спортивный снаряд», »Где спрятались спортивные снаряды (закрепление употребления простых предлогов)»

Дыхательное упражнение: «Футбол»Пальчиковая гимнастика:

Самомассаж пальцев Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда)

Развивать умение собирать целую картинку из трех частей.

Выделение четвертого лишнего предмета. Развивать умение запоминать не менее 6 предметов..

 

 

IV неделя

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Познакомить с трудом взрослых, с профессиями в школе и в д/с. Познакомить с необходимыми инструментами. Расширять глагольный словарь. Составлять предложения о профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, чтопредмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

1. И/у «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью»

2. И/у «Завяжем кукле бантики»

3. И/у «Салфетки для кукол»

4. Д/и «Геометрическое лото»

5. П/и «Автомобили и гараж»

Автоматизация звука З в словах (в середине слова). Упр. «Один-много», «Посчитаем»

Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане»

Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда)

Развивать умение удерживать в поле зрения не менее 6 предметов.

Развитие умения находить одинаковые предметы.

 

 

Март

 I неделя

«Мамин праздник. Женские профессии»

Дать представление о празднике мам, развивать доброе отношение и любовь к своей маме.

Познакомить с профессиями: врач, медсестра

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица.

1. И/у «Кто быстрее составит число»

2. И/у «Составим число»

3. И/у «Сколько осталось»

4. Д/и «Кто ушел»

5. И/у «Расскажи о длине полосок»

6. И/у «Где лежит предмет»

Автоматизация звука З в словах (в середине и в конце слов)

«Логопедическое лото». Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Дид. игра: «Что изменилось?»

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая игра: Игры с мягким конструктором.

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Игра: «Что изменилось?» (развивать произвольное внимание и кратковременную память)

Объединение предметов в группы по определенным признакам.

 

 

II неделя

«Весна. Приметы весны»

Расширять словарный запас прилагательных. Формировать связные устные высказывания.

 Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть;

продолжать учить сравнивать два предмета по ширине методом наложения, закреплять умение последовательно называть дни недели.

1. И/у «Игрушки в ряд»

2. И/у «Строим дорогу для машин»

3. И/у «Игрушки для котеночка»

4. П/и «Живая неделя»

Автоматизация звука З в словосочетаниях и коротких предложениях

Игра «Засели слова в домики». Составление предложений по опорным картинкам. Расскажи, какая бывает весна.

Дыхательное упражнение: «Насос»

Пальчиковая гимнастика: Су-Джок терапия

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Запоминание потешек по теме «Весна».

 

 

 

III неделя

«Моя семья дружная, любимая»

Закрепление понятий: люди, мужчина, женщина, семья. Формирование представлений о возрасте человека. Обогащение словаря признаков, активизация глагольного словаря. Образование сущ. с ум. -ласкательными суфф. (мама-мамочка, папа-папочка)

Учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10;

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
   Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).

1. И/у «Строим лодочки»

2. Работа с раздаточным материалом.

3. И/у «Кораблики уходят в море»

4. И/у «Маршрут корабликов»

Дифференциация звуков З-с в словах и словосочетаниях. Беседа по картине «Моя семья». (ответь на вопросы)

Дыхательное упражнение: «Малыш плачет»

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Удерживание в поле зрения не менее 6 предметов.

 

 

IV неделя

«В мире техники»

«Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Цель: Формировать у детей представления о предметах, облегчающих труд человека в быту, обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

1. И/у «Раздели круг на части»

2. И/у «Раздели круг и покажи его части»

3. И/у «Определи 4. П/и «Найди свой аэродром»

Дифференциация звуков З-С в предложениях и во фразовой речиДыхательноеупражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая гимнастика: Игры с мягким конструктором.

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Запоминание 6 предложен-ных предметов.

Упр «Четвертый лишний» (развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их по основному признаку)

 

 

Апрель

I неделя

«Домашние птицы»

Рассматривание картинок, бесед «Домашние птицы»

Знакомить с домашними птицами (петух, курица, цыпленок, гусь, утка), характерными отличительными признаками птиц.

Ввести в словарь обобщающее понятие «домашние птицы».

 

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево

1. И/у «Отсчитай столько же»

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

Физкультминутка

4. Д/и «Правильно пойдешь - клад найдешь»

Работа над речевым дыханием и фонематическим восприятием. Беседа по лексической теме. Упр. «Кто как голос подает»

Игра: «Четвёртый лишний?»

Дыхательное упражнение: «Часики»

Пальчиковая гимнастика кулак-ребро- ладонь

Артикуляционная гимнастика: со Смешариками (для свистящих звуков)

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда)

Отгадывание загадок по теме «птицы». развитие умения находить одинаковые предметы.

Удерживание в поле зрения не менее 5 предметов.

 

 

 

II неделя

«Планета Земля»

Рассматривание картинок, беседа

 Цель: способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так, как только на ней есть жизнь;

Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

   Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

1. Тренировка «Космонавтов» перед полетом.

2. И/у «Найди свой сувенир»

3. И/у «Соберем ракеты»

4. Продолжение полёта.

5. И/у «Найди свой космодром»

Постановка звука Ш

Гусь шипит: шшшш

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая гимнастика: Штриховка

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Классифицирование предметов в группы по

определенным признакам

 

 

III неделя

«Водный мир»

Рассматривание картинок, беседа

Расширять представление детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки,моря. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных растений.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

1. Д/и «Отсчитай-ка»

2. Д/и «Найди соседей»

3. Д/и «Составь целое по его части»

4. И/у «Определи правильно»

Автоматизация звука Ш в прямых слогах. «Логопедическое лото»

Артикуляционная гимнастика:для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Насос»

Пальчиковая гимнастика: Штриховка

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Запоминание не менее 6 предложенных

предметов. Классифицирование предметов в группы по определенным признакам.

 

 

 

IVнеделя

«Комнатные растения»

Познакомить с комнатными растениями: бегония, фикус, фиалка.

Познакомить со строением и учить называть части

растений: корень, стебель, лист, цветок.

Учить сравнивать растения, находить сходства и отличия

упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

1. И/у «Составь число правильно»

2. И/у «Найдем секрет по плану»

3. И/у «Назови дни недели»

4. И/у «Найди выход из лабиринта»

Автоматизация звука Ш в обратных слогах

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая игра: «Цветки»

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Выполнение задания, не отвлекаясь около

10 минут. Развитие умения находить

предмет в группах, не подходящий по

общим признакам.

 

 

 

Май

I неделя

«Весна. Растения луга и сада»

Рассматривание картинок, беседа

Продолжать знакомить с весенними изменениями в природе, предложить «заглянуть» в лес, на луг, в поле, рассказать о том, какие там произошли изменения. Активизировать в речи и уточнить названия растений, явлений природы, учить согласовывать слова в предложении.

 

Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

1. И/у «Учись считать»

2. Задания с раздаточным материалом

3. И/у «Исправь ошибку»

4. Задания с раздаточным материалом

Автоматизация звука Ш в начале слов (шаг, шаги и т.д.)

Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Пальчиковая гимнастика:
«Цветы»

Д\и «Скажи наоборот».

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

Развитие умения

находить одинаковые предметы.

 

 

 II неделя

«Насекомые»

Знакомить с многообразием насекомых, учить определять их отличительные черты, учить согласовывать слова в предложении

Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в  умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов),  раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,  обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов

Автоматизация звука ш в середине слова.

Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу»

Артикуляционная гимнастика: для шипящих звуков.

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда

.

Развивать умение находить отличия между предметами

 

 

III неделя   -   IV неделя

диагностика

диагностика

диагностика

диагностика