Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ТНР)
ФИ ребенка:
Дата рождения: 18.01.2018
Краткая характеристика: развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастным нормам. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме. Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности - не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков, познавательных процессов через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду
Задачи:
1. Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.
2. Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
3. Развивать познавательные процессы, направленные на расширение кругозора
4. Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
5. Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка
Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предполагаемый результат: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.
Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком
Диагностический этап
Аспект индивидуального учебного плана |
Сильные стороны |
Трудности |
Коммуникация |
Взаимодействует в общении со взрослым на индивидуальных занятиях |
Навыки владения речевыми средствами коммуникации не соответствуют возрастной норме. Не пытается взаимодействовать с детьми как в игре, так и при работе в команде. |
Физическое развитие |
Проявляет интерес к игровой деятельности |
Не освоены навыки выполнять гимнастические упражнения |
Социальные навыки |
Проявляет интерес к детям |
Не испытывает желания делиться игрушкой со сверстниками, проявляет бурную эмоциональную реакцию, стремится поломать, то что дети построили, не сформированы навыки игры по правилам, совместной игры с детьми. Может поиграть с детьми только в догонялки |
Познавательное развитие |
Различает цвета и формы, считает до 20, знает буквы, названия домашних и диких животных, предметов мебели, быта, одежды и обуви, овощей и фруктов, различных видов транспорта |
На занятиях не проявляет активность. Отвлекается при выполнении заданий. Проявляет интерес только к теме – космос, строение тела, но не слушает, а рассказывает взрослому одну и ту же информацию. |
Художественно-эстетическое развитие |
Повторяет несложные рисунки |
Ребенок только с помощью взрослого может пользоваться ножницами. Очень недолгое время может рисовать, теряет интерес, лепит фигуры с помощью взрослого |
Речевое развитие |
Проявляет интерес к сказкам, может назвать сказочных героев на иллюстрации. Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм на развитие речи |
Не может составить предложение, отвечает односложно, не сформирован навык пересказа, составления рассказа |
Навыки, необходимые для жизни |
Культурно-гигиенические навыки сформированы |
|
|
Ознакомление с окружающим миром |
Формирование элементарных математических представлений |
Речевое развитие |
Развитие высших психических функции |
Результаты |
Рекомендации |
Январь IIнеделя «Зимние забавы |
Рассматривание картинок, беседа Обобщать и расширять знания о времени года – зима, о зимних развлечениях (катание на лыжах, коньках, санках, ледянках, игры в снежки, постройка снежной крепости и снеговика). Формировать представление о зимних развлечениях, как характерных только для зимы.
|
Продолжать учить считать до 10;закреплять пространственные представления и умение использовать слова: внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом 1. И/у «Строим снежную крепость» 2. И/у «Играем с льдинками» 3. И/у «Найди пару лыж» 4. И/у «Одеваем перчатки на прогулку» 5. Игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки» |
Автоматизация звука с в предложениях. Игра «Найди звук» Составление предложении по картине «В магазине» Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане» Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая игра: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Упр. «Назови одним словом», Складывание разрезных картинок из 4 частей Запоминание потешек по теме «Одежда».
|
|
|
III неделя Игрушки |
Рассматривание картинок, беседа Учить различать игрушки в окружающей обстановке,правильно называть их (мяч, юла, кукла, мишка, машина), определять, из чего эта игрушка сделана, выяснить значение каждой игрушки, уметь выполнять практические действия с ними.
|
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. 1. И/у «Отвечаем на вопросы Незнайки» 2. И/у «Подбираем краски для карандаша» 3. И/у «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки» 4. И/у «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша» 5. П/и «Дни недели, стройтесь» 6. И/у «Поможем Незнайке найти вещи» |
Автоматизация звука с в чистоговорках. Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко». Игра «на рынке» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Надуй игрушку» Пальчиковая гимнастика: Игры с прищепками Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание не менее 6 предложенных предметов. |
|
|
IV неделя «Дикие животные наших лесов» |
Рассматривание картинок, беседа Формировать представление о диких животных (волк,заяц, лиса, медведь, белка, еж). Учить отмечать характерные признаки диких животных и их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части их тела. Обогащать представления об образе жизни диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, готовятся к зиме. Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло. |
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. 1. И/у «Составим число» 2. Работа с раздаточным материалом. 3. Д/и «Найди предмет такой же формы» 4. И/у «Приготовим снежинки для салфеточки» 4. И/у «Разложим снежинки правильно |
Автоматизация звука с во фразовой речи. Упр. «Звук заблудился» Описательный рассказ по картине лиса (заяц...) Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение:«Голоса животных» Пальчиковая гимнастика: Зайчик, собачка. Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание потешек по теме «животные». Удерживание в поле зрения не менее 6 предметов |
|
|
Февраль Iнеделя «Наша пища. Труд повара. Посуда» |
Рассматривание картинок, беседа Дать понятие о продуктах питания, о жизненно необходимых продуктах: молочных, мясных, мучных. Уточнять и расширять знания о профессии повара, предметах, необходимых ему для работы.
|
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. И/у «Составим число» Работа с раздаточным материалом. И/у «Поможем Федоре собрать посуду» Д/и «Запомни и повтори |
Постановка звука З. Упр. «Что из чего сделано», Один-много» «1-2-5» Игра «Найди звук» Артикуляционная гимнастика:для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Горячий чай» Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Запоминание расположения 6 игрушек. Игра: «Четвёртый лишний?» |
|
|
II неделя «В стране безопасности» |
Рассматривание картинок, беседа Дать представление о бытовых приборах, их назначении и роли в жизни человека. Познакомить с правилами |
совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках; развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа)
1. И/у «Собираем веер» 2. И/у «Игра с веером» 3. И/у «Составим число» Физкультминутка «Летает не летает» 4. Д/и «Танграм» 5. И/у «Что где находится» |
1Автоматизация звука З в прямых и обратных слогах. Повторение слогов. 2.Фонематический слух Упр. «Логопедическое лото» Игра: «Кто сказал правильно» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане» Пальчиковая гимнастика: Игры с мягким конструктором Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Развитие умения находить одинаковые предметы |
|
|
III неделя Спорт Виды спорта |
Рассматривание картинок, беседа.Уточнять и расширять представление о видах спорта и спортсменах.
|
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10. упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. 1. И/у «Считай дальше» 2. И/у «Отсчитай фигуры» 3. Работа с раздаточным материалом. |
Упр. «Хлопай не зевай»,» Повтори за мной»(отработка слоговых рядов) Игра «Подбери спортивный снаряд», »Где спрятались спортивные снаряды (закрепление употребления простых предлогов)» Дыхательное упражнение: «Футбол»Пальчиковая гимнастика: Самомассаж пальцев Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Развивать умение собирать целую картинку из трех частей. Выделение четвертого лишнего предмета. Развивать умение запоминать не менее 6 предметов.. |
|
|
IV неделя «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Познакомить с трудом взрослых, с профессиями в школе и в д/с. Познакомить с необходимыми инструментами. Расширять глагольный словарь. Составлять предложения о профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых |
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, чтопредмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. 1. И/у «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью» 2. И/у «Завяжем кукле бантики» 3. И/у «Салфетки для кукол» 4. Д/и «Геометрическое лото» 5. П/и «Автомобили и гараж» |
Автоматизация звука З в словах (в середине слова). Упр. «Один-много», «Посчитаем» Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане» Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Развивать умение удерживать в поле зрения не менее 6 предметов. Развитие умения находить одинаковые предметы. |
|
|
Март I неделя «Мамин праздник. Женские профессии» |
Дать представление о празднике мам, развивать доброе отношение и любовь к своей маме. Познакомить с профессиями: врач, медсестра |
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица. 1. И/у «Кто быстрее составит число» 2. И/у «Составим число» 3. И/у «Сколько осталось» 4. Д/и «Кто ушел» 5. И/у «Расскажи о длине полосок» 6. И/у «Где лежит предмет» |
Автоматизация звука З в словах (в середине и в конце слов) «Логопедическое лото». Составление рассказа по серии сюжетных картинок Дид. игра: «Что изменилось?» Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая игра: Игры с мягким конструктором. Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Игра: «Что изменилось?» (развивать произвольное внимание и кратковременную память) Объединение предметов в группы по определенным признакам. |
|
|
II неделя «Весна. Приметы весны» |
Расширять словарный запас прилагательных. Формировать связные устные высказывания. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. |
Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать два предмета по ширине методом наложения, закреплять умение последовательно называть дни недели. 1. И/у «Игрушки в ряд» 2. И/у «Строим дорогу для машин» 3. И/у «Игрушки для котеночка» 4. П/и «Живая неделя» |
Автоматизация звука З в словосочетаниях и коротких предложениях Игра «Засели слова в домики». Составление предложений по опорным картинкам. Расскажи, какая бывает весна. Дыхательное упражнение: «Насос» Пальчиковая гимнастика: Су-Джок терапия Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание потешек по теме «Весна».
|
|
|
III неделя «Моя семья дружная, любимая» |
Закрепление понятий: люди, мужчина, женщина, семья. Формирование представлений о возрасте человека. Обогащение словаря признаков, активизация глагольного словаря. Образование сущ. с ум. -ласкательными суфф. (мама-мамочка, папа-папочка) |
Учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. 1. И/у «Строим лодочки» 2. Работа с раздаточным материалом. 3. И/у «Кораблики уходят в море» 4. И/у «Маршрут корабликов» |
Дифференциация звуков З-с в словах и словосочетаниях. Беседа по картине «Моя семья». (ответь на вопросы) Дыхательное упражнение: «Малыш плачет» Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Удерживание в поле зрения не менее 6 предметов. |
|
|
IV неделя «В мире техники» |
«Предметы, облегчающие труд человека в быту» Цель: Формировать у детей представления о предметах, облегчающих труд человека в быту, обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение |
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. 1. И/у «Раздели круг на части» 2. И/у «Раздели круг и покажи его части» 3. И/у «Определи 4. П/и «Найди свой аэродром» |
Дифференциация звуков З-С в предложениях и во фразовой речиДыхательноеупражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая гимнастика: Игры с мягким конструктором. Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание 6 предложен-ных предметов. Упр «Четвертый лишний» (развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их по основному признаку) |
|
|
Апрель I неделя «Домашние птицы» |
Рассматривание картинок, бесед «Домашние птицы» Знакомить с домашними птицами (петух, курица, цыпленок, гусь, утка), характерными отличительными признаками птиц. Ввести в словарь обобщающее понятие «домашние птицы».
|
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево 1. И/у «Отсчитай столько же» 2. Работа с демонстрационным материалом. 3. Работа с раздаточным материалом. Физкультминутка 4. Д/и «Правильно пойдешь - клад найдешь» |
Работа над речевым дыханием и фонематическим восприятием. Беседа по лексической теме. Упр. «Кто как голос подает» Игра: «Четвёртый лишний?» Дыхательное упражнение: «Часики» Пальчиковая гимнастика кулак-ребро- ладонь Артикуляционная гимнастика: со Смешариками (для свистящих звуков) Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Отгадывание загадок по теме «птицы». развитие умения находить одинаковые предметы. Удерживание в поле зрения не менее 5 предметов.
|
|
|
II неделя «Планета Земля» |
Рассматривание картинок, беседа Цель: способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так, как только на ней есть жизнь; Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр. |
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). 1. Тренировка «Космонавтов» перед полетом. 2. И/у «Найди свой сувенир» 3. И/у «Соберем ракеты» 4. Продолжение полёта. 5. И/у «Найди свой космодром» |
Постановка звука Ш Гусь шипит: шшшш Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая гимнастика: Штриховка Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Классифицирование предметов в группы по определенным признакам |
|
|
III неделя «Водный мир» |
Рассматривание картинок, беседа Расширять представление детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки,моря. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных растений. |
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. 1. Д/и «Отсчитай-ка» 2. Д/и «Найди соседей» 3. Д/и «Составь целое по его части» 4. И/у «Определи правильно» |
Автоматизация звука Ш в прямых слогах. «Логопедическое лото» Артикуляционная гимнастика:для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Насос» Пальчиковая гимнастика: Штриховка Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание не менее 6 предложенных предметов. Классифицирование предметов в группы по определенным признакам.
|
|
|
IVнеделя «Комнатные растения» |
Познакомить с комнатными растениями: бегония, фикус, фиалка. Познакомить со строением и учить называть части растений: корень, стебель, лист, цветок. Учить сравнивать растения, находить сходства и отличия |
упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 1. И/у «Составь число правильно» 2. И/у «Найдем секрет по плану» 3. И/у «Назови дни недели» 4. И/у «Найди выход из лабиринта» |
Автоматизация звука Ш в обратных слогах Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая игра: «Цветки» Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Выполнение задания, не отвлекаясь около 10 минут. Развитие умения находить предмет в группах, не подходящий по общим признакам.
|
|
|
Май I неделя «Весна. Растения луга и сада» |
Рассматривание картинок, беседа Продолжать знакомить с весенними изменениями в природе, предложить «заглянуть» в лес, на луг, в поле, рассказать о том, какие там произошли изменения. Активизировать в речи и уточнить названия растений, явлений природы, учить согласовывать слова в предложении.
|
Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). 1. И/у «Учись считать» 2. Задания с раздаточным материалом 3. И/у «Исправь ошибку» 4. Задания с раздаточным материалом |
Автоматизация звука Ш в начале слов (шаг, шаги и т.д.) Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок». Д\и «Скажи наоборот». Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Развитие умения находить одинаковые предметы. |
|
|
II неделя «Насекомые» |
Знакомить с многообразием насекомых, учить определять их отличительные черты, учить согласовывать слова в предложении |
Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов |
Автоматизация звука ш в середине слова. Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу» Артикуляционная гимнастика: для шипящих звуков. Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда . |
Развивать умение находить отличия между предметами |
|
|
III неделя - IV неделя |
диагностика |
диагностика |
диагностика |
диагностика |
|
|