Информационно-аналитический отчёт о профессиональной деятельности
1. Содержание образовательного процесса
Работая в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №9 города Белогорск» (далее – МАДОУ ДС №9), я выстраиваю содержание образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО, ФАОП ДО, ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС №9 (далее ООП ДО МАДОУ ДС №9), в основе которой лежала основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. (далее – программа «От рождения до школы»).
В программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы Давыдов В.В., Петровский В.А. и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. В программе «От рождения до школы» отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке программы «От рождения до школы» авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в программе «От рождения до школы» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др.).
Рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе ООП ДО МАДОУ ДС №9. Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических физиологических особенностей.
Основные задачи Программы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей подготовительной группы, и формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Программа формировалась как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Образовательную деятельность веду в пяти направлениях развития и образования детей (далее – образовательные области и ОО): физическое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое.
Самостоятельную деятельность детей организую в виде разнообразных видов игр, подготовки к образовательной деятельности, общения со сверстниками и самостоятельной деятельности в групповых развивающих центрах.
В основу организации образовательного процесса определила комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. При комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности использую методическое пособие Вилюновой В.В. (Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы».
При планировании учитываю тематику недели, сезонность, приближение каких-то праздников, возможности и желания, возраст детей. В организованной образовательной деятельности использую проблемно-игровые ситуации. В течение недели осуществляю разнообразную комплексную работу, последовательность проведения которой могу варьировать. Планируя работу, опираюсь на возможности детей.
Главным критерием при составлении плана образовательной работы считаю поддержку детской инициативы, при которой сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Ориентируюсь на следующие подходы поддержки детской инициативы:
· Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
· Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.
· Личностно-ориентированный и субъективный подход, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Я отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы.
Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей позволяет достигать единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, осознанного мышления.
В течение всего дня планирую индивидуальную работу с теми детьми, которые в чем-то испытывают затруднения. В вечернее время занимаемся с детьми чтением художественной литературы, экспериментированием, изготовлением поделок.
При планировании содержания образовательного процесса на прогулке предусматриваю равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
· спокойная деятельность детей (наблюдения);
· подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
· трудовая деятельность детей;
· самостоятельная игровая деятельность детей;
· индивидуальная работа.
Результаты освоения воспитанниками ООП ДО МАДОУ ДС №9
Чтобы узнать результаты освоения воспитанниками ООП ДО МАДОУ ДС №9 провожу педагогическую диагностику в ходе наблюдений за активностью детей в режимных моментах, в беседах и в специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития.
По результатам освоения ООП ДО МАДОУ ДС №9 за два года были выявлены следующие результаты:
Уровень |
2021-2022 учебный год (%, количество детей) |
2022-2023 учебный год (%, количество детей) |
Высокий уровень освоения |
48,3% (14) |
50% (14) |
Средний уровень освоения |
41,4% (12) |
46,4% (13) |
Низкий уровень освоения |
10,3% (3) |
3,6% (1) |
В результате проведенного мониторинга виден рост показателей, что позволяет говорить о всестороннем развитии детей, и подтверждает эффективность использования современных образовательных технологий, техник и методик.
2. Использование современных образовательных технологий, педагогических техник и методик
Для повышения результатов образовательного процесса я использую современные образовательные технологии, педагогические техники и методики, такие как:
ИКТ;
здоровьесберегающие технологии;
технология проектной деятельности;
мнемотехника;
steam - технология
Владение навыками работы с Интернетом, электронной почтой, программами Microsoft Office, приложениями Google, общение на форумах и блогах позволяет мне активно использовать информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) в образовательном процессе.
Интернет-материалы, компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. ИКТ использую во всех видах деятельности: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и т.д.
Применение в моей работе компьютерных презентаций позволило повысить эффективность процесса обучения и развития детей, открыло новые возможности образования, что постоянно поддерживает меня в состоянии творческого поиска.
При подготовке к образовательной деятельности работаю с Интернетом. С помощью Интернета использую в своей работе книги, методические пособия, журналы в электронном варианте, знакомлюсь с периодикой других педагогов, со сценариями праздников, досугов и другими мероприятиями, подбираю материал для ООД, праздников, развлечений.
Планы образовательной работы, анкеты, протоколы, диагностические материалы, дидактические и наглядные материала, конспекты ООД, консультации – всю документацию оформляю при помощи ИКТ.
Могу создать буклет, компьютерную презентацию.
Интересные разработки нахожу на сайтах: https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru, https://multiurok.ru, https://inrourok.ru.
Участвую как сама, так и с воспитанниками, в дистанционных конкурсах, олимпиадах, которые нахожу на сайтах: https://fond21veka.ru, https://s-ba.ru.
Повышаю квалификацию с помощью дистанционных курсов повышения квалификации, на таких сайтах как: https://s-ba.ru, https://inrourok.ru.
Хочу отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми в сочетании с традиционными методами позволяет сделать образовательный процесс более результативным.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровье ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
В своей работе по данному направлению использую программу оздоровления в МАДОУ ДС №9 «Здоровый малыш» Берестневой З.И. и методические рекомендации:
1. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии
2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим
3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье
4. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения
5. Нестерюк Т., Школа А. Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье, школе
Для себя выделила следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Технология обучения здоровому образу жизни.
2. Технология сохранения и стимулирования здоровья.
3. Коррекционная технология.
Технология обучения здоровому образу жизни детей предполагает проведение утренней гимнастики, ООД и бесед с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Например:
· ежедневно провожу утреннюю гимнастику – комплексы упражнений и двигательная нагрузка соответствуют возрасту детей, способствуют проявлению определенных волевых усилий, вырабатывают у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики;
· 1 раз в месяц провожу познавательную ООД по ознакомлению детей со здоровым образом жизни, как беседы, игры, развлечения в течение дня в режимных моментах (методические рекомендации Картушиной М.Ю. «Быть здоровыми хотим»);
· провожу 1 раз в неделю ООД по ОБЖ, как развитие у детей основ безопасности жизнедеятельности (Стеркина Р.Б. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и областная образовательная программа для дошкольников «Ребенок и дорога»).
Технология стимулирования и сохранения здоровья осуществляется инструктором по физической культуре в ООД по физическому воспитанию, а также мною в режимных моментах в течение дня в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр., например:
1. Воздушное закаливание провожу ежедневно, босиком, с обязательным использованием комплекса упражнений в кроватях и на полу, подвижной игры, ходьбы по коррегирующей дорожке, дыхательных упражнений, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Воздушное закаливание помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
2. Физкультминутки провожу вовремя ООД по мере утомляемости детей. Дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз провожу ежедневно в ООД, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы с использованием обязательного проветривания помещения и гигиены полости носа перед применением гимнастики. Эта гимнастика увеличивает кровообращение в легких, снижает спазм бронхов, улучшает их проходимость, способствует выделению мокроты, тренирует умение произвольно управлять дыханием, формирует правильную биомеханику дыхания, осуществляет профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
3. Двигательные занимательные разминки провожу между ООД в течение 10 минут. Разминки развивают общую координацию движений, позволяют детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствуют увеличению двигательной активности.
4. Подвижные и спортивные игры и упражнения провожу на прогулке и в группе ежедневно.
Игры и спортивные упражнения способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.
5. Пальчиковые игры провожу вовремя ООД, до и после нее по 3 минуты. Пальчиковая гимнастика особо рекомендуется детям с речевыми проблемами.
Коррекционную работу осуществляю во взаимодействии консультирования родителей и коррекционно-развивающей работы, например:
1. Употребление кислородного коктейля – в течение 10 дней каждого месяца с профилактической целью помогает как здоровым детям в период повышенной заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями; часто и длительно болеющим детям; детям, проживающим в экологически неблагоприятных местах города с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха; детям, подверженным хроническим физическим и умственным перегрузкам; так и детям с бронхиальной астмой в период ремиссии.
2. Релаксацию провожу 1 раз в день как снятие мышечного и эмоционального напряжения в конце ООД по мере утомляемости детей или в течение дня в режимных моментах, если дети перевозбуждены.
3. Коррекция поведения - этические беседы с детьми 1 раз в месяц (Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»).
Здоровьесберегающая среда в моей группе способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, включает в себя несколько компонентов: развивающее предметное пространство, режим дня и сбалансированное питание. Пополнила атрибутами спортивный центр в группе, который учитывает возрастные особенности детей и их интересы. Спортивное оборудование доступно для детей и включает в себя – корригирующую дорожку, мячи, обручи, кегли, скакалки.
Оформляю информационный стенд для родителей, знакомлю с различными формами работы по физическому воспитанию, информирую о состоянии здоровья, физическом развитии, уровне двигательной подготовленности их ребенка, привлекаю к участию в различных совместных спортивных конкурсах и развлечениях.
Постоянно веду листок здоровья детей (выявление группы здоровья, числа пропусков по болезни). По результатам мониторинга здоровьесбережения детей за два года видны следующие результаты:
Анализ заболеваемости:
2021-2022 (младшая группа) |
2022-2023 (средняя группа) |
32% |
21% |
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой).
Для того чтобы проводить образовательную деятельность по проектированию, вначале изучила методическую литературу Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Лагода Т.С. (Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ) и Веракса Н.Е. (Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет).
В своей работе я использую следующие типы проектов, которые делятся по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие), по характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру), по характеру контактов (осуществляется внутри группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ), по количеству участников (подгрупповой, групповой), по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Проекты разделяю на:
· творческие – после реализации проекта проводится оформление результата в виде детского праздника;
· исследовательские – дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;
· игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;
· информационные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление центров активности группы и пр.).
Я считаю, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Своей задачей считаю создание в группе условий для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность детей побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать все новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Обязательным этапом реализации проекта является его презентация. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Моя задача – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы над проектом:
· ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
· вовлекаю их в решение проблемы;
· намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей);
· обсуждаю план с родителями на родительском собрании;
· обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;
· собираю информацию, материал;
· провожу ООД, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта);
· даю задания детям и родителям;
· поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей
(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.);
· организую презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляя книгу, альбом, совместно с детьми;
· подвожу итоги (выступаю на педсовете с обобщением опыта работы или перед родителями на родительском собрании).
В данный момент с детьми участвуем в общесадовском проекте «Добрый город КонструкториЯ»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить или запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех расчитывать не стоит. мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Но основе мнемотехники мною разработаны дидактические пособия «Волшебные кольца», «Мнемокуб», «Как правильно», разнообразные картотеки. Работая с подобными пособиями, ребенок получает объем наглядной информации в системе, в доступной форме, обогащается его словарный запас терминами и понятиями. Ребенок учится рассуждать, у него развивается логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, т.е. развивается его интеллект, активизируется творческая познавательная направленность, развивается познавательный интерес и осознанное отношение к окружающему миру.
Одной из эффективных технологий по развитию инженерного мышления является также стим-технология. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, умение анализировать, прогнозировать. Это особый вид мышления, который помогает видеть проблему целиком с разных сторон, объединяет различные формы мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.Главное в инженерном мышлении - умение видеть любой объект, как систему и понимание того, что изменение отдельных элементов ведет к изменению системы в целом.Такие стим-игры как падающая башня, флексогон, агамограф, геоборд – очень интересны и увлекательны. Они также развивают фантазию, творчество и логическое мышление, и моторику рук детей. Стим-технология интересна тем, что многие игры можно сделать своими руками. Исследовательская деятельность как часть стим-технологии также используется мной для формирования предпосылок инженерного мышления. В ходе экспериментальной и исследовательской деятельности дети знакомятся со свойствами материалов, физическими явлениями. Экспериментирование и исследовательская деятельность даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; обогащает память ребёнка, активирует мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; что также способствует развитию предпосылок инженерного мышления дошкольников. одним из наиболее перспективных методов формирования инженерного мышления является конструктивная деятельность. В конструкторском бюро нашей группы имеются следующие конструкторы: деревянный конструктор, Лего, Магнет, блоки палочки, блоки полоски, блоки цветочки, конструктор с шестеренками, конструктор «Фиксики». Работая с конструкторами, дети совершенствуют практические навыки моделирования. Работу с любым конструктором я начинаю со знакомства с деталями: их названием, формой, приемами соединения деталей между собой. Предлагаю детям готовые образцы моделей, описываю поэтапно их создание, учу пользоваться схемами. В последствие предлагаю частичные образцы, схемы, модели, конструирование по теме, проблемные ситуации, конструирование по замыслу.
Также с детьми нашей группы мы практикуем художественное и нетрадиционное конструирование. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Данный вид конструирования очень интересен детям тем, что в нем можно создавать абстрактные формы из необычных материалов, придумать что-то совершенно не похожее на работы других ребят, а значит выразить свою индивидуальность. Нетрадиционное конструирование открывает большой простор для фантазии и творчества.
К своей работе по развитию предпосылок инженерного мышления дошкольников я привлекаю также родителей. На собрании перед началом учебного года мы с родителями обсудили план совместных мероприятий по развитию предпосылок инженерного развития ребят, и родители активно включились в работу. Родители помогли нам пополнить уголок экспериментирования, собрать бросовый и природный материал для поделок. Семьи участвовали в мероприятиях нашей группы «Инопланетный гость», «Музей часов», «Дело в шляпе», «Кормушка для птиц», «Дом, милый дом», «Неделя ПДД», «Новый год у ворот», в ходе которых конструировали различные поделки по заданной теме из бросового и природного материала.
3. Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников с индивидуальными потребностями
Мою группу посещает ребенок-инвалид. Работу провожу согласно индивидуальному образовательному маршруту на 2023-2024 учебный год, составленному совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Содержание коррекционно-развивающей работы с «особым ребенком» выстроено в соответствии с ФОП И ФАОП ДО, ФГОС ДО и направлено на создание системы комплексной помощи.
Создала условии для успешной социализации «особого ребенка» в группе общеразвивающей направленности.
Работая по индивидуальному образовательному маршруту, у ребенка уже можно наблюдать положительную динамику развития познавательных процессов и социализации.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды
В своей группе я соблюдаю особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС):
· РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и инициативности ребенка;
· РППС служит удовлетворению потребностей и интересов детей;
· все предметы РППС ориентированы на безопасность и возраст детей;
· в группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности;
· при создании РППС в группе учтена ведущая роль игровой деятельности;
· РППС в моей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей и содержания Программы.
При создании РППС ориентировалась на принципы построения и советы по организации, предлагаемые Нищевой Н.В. (Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду).
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Моя РППС трансформируема и изменяема в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Она полифункциональна, что позволяет разнообразно использовать различные составляющие РППС: детскую мебель, мягкие модули, ширмы, предметы-заменители.
Вариативность РППС в моей группе позволяет создавать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.). Разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность РППС создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Мебель в группе соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный образовательный эффект.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Также дополняю развивающую предметно-пространственную среду группы на основе собственных разработок, авторских пособий, игр.
Созданные условия РППС в моей группе способствуют формированию социально-личностной мотивации у воспитанников к образовательному процессу. У них увеличивается уровень развития любознательности, активности в разных видах деятельности. Такие условия способствуют наиболее успешной социализации детей в окружающем мире.
5. Работа с родителями
Основными задачами в работе с родителями считаю установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития ребенка.
Доверительные отношения с родителями устанавливаю постепенно. Систематически провожу для родителей различные акции, семинары-практикумы, мастер-классы, привлекаю специалистов ДОУ.