- Информация о материале
- Автор: Администратор
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 182
- Главная
- Я - воспитатель
- Копилка
- Наша группа
- Родителям
- Информация о материале
- Автор: Администратор
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 175
Информационно-аналитический отчёт о профессиональной деятельности
1. Содержание образовательного процесса
Работая в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №9 города Белогорск» (далее – МАДОУ ДС №9), я выстраиваю содержание образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО, ФАОП ДО, ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС №9 (далее ООП ДО МАДОУ ДС №9), в основе которой лежала основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. (далее – программа «От рождения до школы»).
В программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы Давыдов В.В., Петровский В.А. и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. В программе «От рождения до школы» отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке программы «От рождения до школы» авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в программе «От рождения до школы» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др.).
Рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе ООП ДО МАДОУ ДС №9. Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических физиологических особенностей.
Основные задачи Программы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей подготовительной группы, и формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Программа формировалась как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Образовательную деятельность веду в пяти направлениях развития и образования детей (далее – образовательные области и ОО): физическое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое.
Самостоятельную деятельность детей организую в виде разнообразных видов игр, подготовки к образовательной деятельности, общения со сверстниками и самостоятельной деятельности в групповых развивающих центрах.
В основу организации образовательного процесса определила комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. При комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности использую методическое пособие Вилюновой В.В. (Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы».
При планировании учитываю тематику недели, сезонность, приближение каких-то праздников, возможности и желания, возраст детей. В организованной образовательной деятельности использую проблемно-игровые ситуации. В течение недели осуществляю разнообразную комплексную работу, последовательность проведения которой могу варьировать. Планируя работу, опираюсь на возможности детей.
Главным критерием при составлении плана образовательной работы считаю поддержку детской инициативы, при которой сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Ориентируюсь на следующие подходы поддержки детской инициативы:
· Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
· Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.
· Личностно-ориентированный и субъективный подход, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Я отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы.
Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей позволяет достигать единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, осознанного мышления.
В течение всего дня планирую индивидуальную работу с теми детьми, которые в чем-то испытывают затруднения. В вечернее время занимаемся с детьми чтением художественной литературы, экспериментированием, изготовлением поделок.
При планировании содержания образовательного процесса на прогулке предусматриваю равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
· спокойная деятельность детей (наблюдения);
· подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
· трудовая деятельность детей;
· самостоятельная игровая деятельность детей;
· индивидуальная работа.
Результаты освоения воспитанниками ООП ДО МАДОУ ДС №9
Чтобы узнать результаты освоения воспитанниками ООП ДО МАДОУ ДС №9 провожу педагогическую диагностику в ходе наблюдений за активностью детей в режимных моментах, в беседах и в специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития.
По результатам освоения ООП ДО МАДОУ ДС №9 за два года были выявлены следующие результаты:
Уровень |
2021-2022 учебный год (%, количество детей) |
2022-2023 учебный год (%, количество детей) |
Высокий уровень освоения |
48,3% (14) |
50% (14) |
Средний уровень освоения |
41,4% (12) |
46,4% (13) |
Низкий уровень освоения |
10,3% (3) |
3,6% (1) |
В результате проведенного мониторинга виден рост показателей, что позволяет говорить о всестороннем развитии детей, и подтверждает эффективность использования современных образовательных технологий, техник и методик.
2. Использование современных образовательных технологий, педагогических техник и методик
Для повышения результатов образовательного процесса я использую современные образовательные технологии, педагогические техники и методики, такие как:
ИКТ;
здоровьесберегающие технологии;
технология проектной деятельности;
мнемотехника;
steam - технология
Владение навыками работы с Интернетом, электронной почтой, программами Microsoft Office, приложениями Google, общение на форумах и блогах позволяет мне активно использовать информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) в образовательном процессе.
Интернет-материалы, компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. ИКТ использую во всех видах деятельности: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и т.д.
Применение в моей работе компьютерных презентаций позволило повысить эффективность процесса обучения и развития детей, открыло новые возможности образования, что постоянно поддерживает меня в состоянии творческого поиска.
При подготовке к образовательной деятельности работаю с Интернетом. С помощью Интернета использую в своей работе книги, методические пособия, журналы в электронном варианте, знакомлюсь с периодикой других педагогов, со сценариями праздников, досугов и другими мероприятиями, подбираю материал для ООД, праздников, развлечений.
Планы образовательной работы, анкеты, протоколы, диагностические материалы, дидактические и наглядные материала, конспекты ООД, консультации – всю документацию оформляю при помощи ИКТ.
Могу создать буклет, компьютерную презентацию.
Интересные разработки нахожу на сайтах: https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru, https://multiurok.ru, https://inrourok.ru.
Участвую как сама, так и с воспитанниками, в дистанционных конкурсах, олимпиадах, которые нахожу на сайтах: https://fond21veka.ru, https://s-ba.ru.
Повышаю квалификацию с помощью дистанционных курсов повышения квалификации, на таких сайтах как: https://s-ba.ru, https://inrourok.ru.
Хочу отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми в сочетании с традиционными методами позволяет сделать образовательный процесс более результативным.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровье ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
В своей работе по данному направлению использую программу оздоровления в МАДОУ ДС №9 «Здоровый малыш» Берестневой З.И. и методические рекомендации:
1. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии
2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим
3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье
4. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения
5. Нестерюк Т., Школа А. Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье, школе
Для себя выделила следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Технология обучения здоровому образу жизни.
2. Технология сохранения и стимулирования здоровья.
3. Коррекционная технология.
Технология обучения здоровому образу жизни детей предполагает проведение утренней гимнастики, ООД и бесед с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Например:
· ежедневно провожу утреннюю гимнастику – комплексы упражнений и двигательная нагрузка соответствуют возрасту детей, способствуют проявлению определенных волевых усилий, вырабатывают у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики;
· 1 раз в месяц провожу познавательную ООД по ознакомлению детей со здоровым образом жизни, как беседы, игры, развлечения в течение дня в режимных моментах (методические рекомендации Картушиной М.Ю. «Быть здоровыми хотим»);
· провожу 1 раз в неделю ООД по ОБЖ, как развитие у детей основ безопасности жизнедеятельности (Стеркина Р.Б. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и областная образовательная программа для дошкольников «Ребенок и дорога»).
Технология стимулирования и сохранения здоровья осуществляется инструктором по физической культуре в ООД по физическому воспитанию, а также мною в режимных моментах в течение дня в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр., например:
1. Воздушное закаливание провожу ежедневно, босиком, с обязательным использованием комплекса упражнений в кроватях и на полу, подвижной игры, ходьбы по коррегирующей дорожке, дыхательных упражнений, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Воздушное закаливание помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
2. Физкультминутки провожу вовремя ООД по мере утомляемости детей. Дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз провожу ежедневно в ООД, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы с использованием обязательного проветривания помещения и гигиены полости носа перед применением гимнастики. Эта гимнастика увеличивает кровообращение в легких, снижает спазм бронхов, улучшает их проходимость, способствует выделению мокроты, тренирует умение произвольно управлять дыханием, формирует правильную биомеханику дыхания, осуществляет профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
3. Двигательные занимательные разминки провожу между ООД в течение 10 минут. Разминки развивают общую координацию движений, позволяют детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствуют увеличению двигательной активности.
4. Подвижные и спортивные игры и упражнения провожу на прогулке и в группе ежедневно.
Игры и спортивные упражнения способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.
5. Пальчиковые игры провожу вовремя ООД, до и после нее по 3 минуты. Пальчиковая гимнастика особо рекомендуется детям с речевыми проблемами.
Коррекционную работу осуществляю во взаимодействии консультирования родителей и коррекционно-развивающей работы, например:
1. Употребление кислородного коктейля – в течение 10 дней каждого месяца с профилактической целью помогает как здоровым детям в период повышенной заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями; часто и длительно болеющим детям; детям, проживающим в экологически неблагоприятных местах города с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха; детям, подверженным хроническим физическим и умственным перегрузкам; так и детям с бронхиальной астмой в период ремиссии.
2. Релаксацию провожу 1 раз в день как снятие мышечного и эмоционального напряжения в конце ООД по мере утомляемости детей или в течение дня в режимных моментах, если дети перевозбуждены.
3. Коррекция поведения - этические беседы с детьми 1 раз в месяц (Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»).
Здоровьесберегающая среда в моей группе способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, включает в себя несколько компонентов: развивающее предметное пространство, режим дня и сбалансированное питание. Пополнила атрибутами спортивный центр в группе, который учитывает возрастные особенности детей и их интересы. Спортивное оборудование доступно для детей и включает в себя – корригирующую дорожку, мячи, обручи, кегли, скакалки.
Оформляю информационный стенд для родителей, знакомлю с различными формами работы по физическому воспитанию, информирую о состоянии здоровья, физическом развитии, уровне двигательной подготовленности их ребенка, привлекаю к участию в различных совместных спортивных конкурсах и развлечениях.
Постоянно веду листок здоровья детей (выявление группы здоровья, числа пропусков по болезни). По результатам мониторинга здоровьесбережения детей за два года видны следующие результаты:
Анализ заболеваемости:
2021-2022 (младшая группа) |
2022-2023 (средняя группа) |
32% |
21% |
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой).
Для того чтобы проводить образовательную деятельность по проектированию, вначале изучила методическую литературу Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Лагода Т.С. (Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ) и Веракса Н.Е. (Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет).
В своей работе я использую следующие типы проектов, которые делятся по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие), по характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру), по характеру контактов (осуществляется внутри группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ), по количеству участников (подгрупповой, групповой), по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Проекты разделяю на:
· творческие – после реализации проекта проводится оформление результата в виде детского праздника;
· исследовательские – дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;
· игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;
· информационные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление центров активности группы и пр.).
Я считаю, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Своей задачей считаю создание в группе условий для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность детей побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать все новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Обязательным этапом реализации проекта является его презентация. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Моя задача – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы над проектом:
· ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
· вовлекаю их в решение проблемы;
· намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей);
· обсуждаю план с родителями на родительском собрании;
· обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;
· собираю информацию, материал;
· провожу ООД, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта);
· даю задания детям и родителям;
· поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей
(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.);
· организую презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляя книгу, альбом, совместно с детьми;
· подвожу итоги (выступаю на педсовете с обобщением опыта работы или перед родителями на родительском собрании).
В данный момент с детьми участвуем в общесадовском проекте «Добрый город КонструкториЯ»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить или запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех расчитывать не стоит. мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Но основе мнемотехники мною разработаны дидактические пособия «Волшебные кольца», «Мнемокуб», «Как правильно», разнообразные картотеки. Работая с подобными пособиями, ребенок получает объем наглядной информации в системе, в доступной форме, обогащается его словарный запас терминами и понятиями. Ребенок учится рассуждать, у него развивается логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, т.е. развивается его интеллект, активизируется творческая познавательная направленность, развивается познавательный интерес и осознанное отношение к окружающему миру.
Одной из эффективных технологий по развитию инженерного мышления является также стим-технология. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, умение анализировать, прогнозировать. Это особый вид мышления, который помогает видеть проблему целиком с разных сторон, объединяет различные формы мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.Главное в инженерном мышлении - умение видеть любой объект, как систему и понимание того, что изменение отдельных элементов ведет к изменению системы в целом.Такие стим-игры как падающая башня, флексогон, агамограф, геоборд – очень интересны и увлекательны. Они также развивают фантазию, творчество и логическое мышление, и моторику рук детей. Стим-технология интересна тем, что многие игры можно сделать своими руками. Исследовательская деятельность как часть стим-технологии также используется мной для формирования предпосылок инженерного мышления. В ходе экспериментальной и исследовательской деятельности дети знакомятся со свойствами материалов, физическими явлениями. Экспериментирование и исследовательская деятельность даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; обогащает память ребёнка, активирует мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; что также способствует развитию предпосылок инженерного мышления дошкольников. одним из наиболее перспективных методов формирования инженерного мышления является конструктивная деятельность. В конструкторском бюро нашей группы имеются следующие конструкторы: деревянный конструктор, Лего, Магнет, блоки палочки, блоки полоски, блоки цветочки, конструктор с шестеренками, конструктор «Фиксики». Работая с конструкторами, дети совершенствуют практические навыки моделирования. Работу с любым конструктором я начинаю со знакомства с деталями: их названием, формой, приемами соединения деталей между собой. Предлагаю детям готовые образцы моделей, описываю поэтапно их создание, учу пользоваться схемами. В последствие предлагаю частичные образцы, схемы, модели, конструирование по теме, проблемные ситуации, конструирование по замыслу.
Также с детьми нашей группы мы практикуем художественное и нетрадиционное конструирование. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Данный вид конструирования очень интересен детям тем, что в нем можно создавать абстрактные формы из необычных материалов, придумать что-то совершенно не похожее на работы других ребят, а значит выразить свою индивидуальность. Нетрадиционное конструирование открывает большой простор для фантазии и творчества.
К своей работе по развитию предпосылок инженерного мышления дошкольников я привлекаю также родителей. На собрании перед началом учебного года мы с родителями обсудили план совместных мероприятий по развитию предпосылок инженерного развития ребят, и родители активно включились в работу. Родители помогли нам пополнить уголок экспериментирования, собрать бросовый и природный материал для поделок. Семьи участвовали в мероприятиях нашей группы «Инопланетный гость», «Музей часов», «Дело в шляпе», «Кормушка для птиц», «Дом, милый дом», «Неделя ПДД», «Новый год у ворот», в ходе которых конструировали различные поделки по заданной теме из бросового и природного материала.
3. Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников с индивидуальными потребностями
Мою группу посещает ребенок-инвалид. Работу провожу согласно индивидуальному образовательному маршруту на 2023-2024 учебный год, составленному совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Содержание коррекционно-развивающей работы с «особым ребенком» выстроено в соответствии с ФОП И ФАОП ДО, ФГОС ДО и направлено на создание системы комплексной помощи.
Создала условии для успешной социализации «особого ребенка» в группе общеразвивающей направленности.
Работая по индивидуальному образовательному маршруту, у ребенка уже можно наблюдать положительную динамику развития познавательных процессов и социализации.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды
В своей группе я соблюдаю особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС):
· РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и инициативности ребенка;
· РППС служит удовлетворению потребностей и интересов детей;
· все предметы РППС ориентированы на безопасность и возраст детей;
· в группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности;
· при создании РППС в группе учтена ведущая роль игровой деятельности;
· РППС в моей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей и содержания Программы.
При создании РППС ориентировалась на принципы построения и советы по организации, предлагаемые Нищевой Н.В. (Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду).
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Моя РППС трансформируема и изменяема в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Она полифункциональна, что позволяет разнообразно использовать различные составляющие РППС: детскую мебель, мягкие модули, ширмы, предметы-заменители.
Вариативность РППС в моей группе позволяет создавать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.). Разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность РППС создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Мебель в группе соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный образовательный эффект.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Также дополняю развивающую предметно-пространственную среду группы на основе собственных разработок, авторских пособий, игр.
Созданные условия РППС в моей группе способствуют формированию социально-личностной мотивации у воспитанников к образовательному процессу. У них увеличивается уровень развития любознательности, активности в разных видах деятельности. Такие условия способствуют наиболее успешной социализации детей в окружающем мире.
5. Работа с родителями
Основными задачами в работе с родителями считаю установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития ребенка.
Доверительные отношения с родителями устанавливаю постепенно. Систематически провожу для родителей различные акции, семинары-практикумы, мастер-классы, привлекаю специалистов ДОУ.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 183
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ТНР)
ФИ ребенка:
Дата рождения: 18.01.2018
Краткая характеристика: развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастным нормам. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме. Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности - не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков, познавательных процессов через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду
Задачи:
1. Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.
2. Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
3. Развивать познавательные процессы, направленные на расширение кругозора
4. Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
5. Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка
Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предполагаемый результат: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.
Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком
Диагностический этап
Аспект индивидуального учебного плана |
Сильные стороны |
Трудности |
Коммуникация |
Взаимодействует в общении со взрослым на индивидуальных занятиях |
Навыки владения речевыми средствами коммуникации не соответствуют возрастной норме. Не пытается взаимодействовать с детьми как в игре, так и при работе в команде. |
Физическое развитие |
Проявляет интерес к игровой деятельности |
Не освоены навыки выполнять гимнастические упражнения |
Социальные навыки |
Проявляет интерес к детям |
Не испытывает желания делиться игрушкой со сверстниками, проявляет бурную эмоциональную реакцию, стремится поломать, то что дети построили, не сформированы навыки игры по правилам, совместной игры с детьми. Может поиграть с детьми только в догонялки |
Познавательное развитие |
Различает цвета и формы, считает до 20, знает буквы, названия домашних и диких животных, предметов мебели, быта, одежды и обуви, овощей и фруктов, различных видов транспорта |
На занятиях не проявляет активность. Отвлекается при выполнении заданий. Проявляет интерес только к теме – космос, строение тела, но не слушает, а рассказывает взрослому одну и ту же информацию. |
Художественно-эстетическое развитие |
Повторяет несложные рисунки |
Ребенок только с помощью взрослого может пользоваться ножницами. Очень недолгое время может рисовать, теряет интерес, лепит фигуры с помощью взрослого |
Речевое развитие |
Проявляет интерес к сказкам, может назвать сказочных героев на иллюстрации. Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм на развитие речи |
Не может составить предложение, отвечает односложно, не сформирован навык пересказа, составления рассказа |
Навыки, необходимые для жизни |
Культурно-гигиенические навыки сформированы |
|
|
Ознакомление с окружающим миром |
Формирование элементарных математических представлений |
Речевое развитие |
Развитие высших психических функции |
Результаты |
Рекомендации |
Январь IIнеделя «Зимние забавы |
Рассматривание картинок, беседа Обобщать и расширять знания о времени года – зима, о зимних развлечениях (катание на лыжах, коньках, санках, ледянках, игры в снежки, постройка снежной крепости и снеговика). Формировать представление о зимних развлечениях, как характерных только для зимы.
|
Продолжать учить считать до 10;закреплять пространственные представления и умение использовать слова: внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом 1. И/у «Строим снежную крепость» 2. И/у «Играем с льдинками» 3. И/у «Найди пару лыж» 4. И/у «Одеваем перчатки на прогулку» 5. Игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки» |
Автоматизация звука с в предложениях. Игра «Найди звук» Составление предложении по картине «В магазине» Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане» Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая игра: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Упр. «Назови одним словом», Складывание разрезных картинок из 4 частей Запоминание потешек по теме «Одежда».
|
|
|
III неделя Игрушки |
Рассматривание картинок, беседа Учить различать игрушки в окружающей обстановке,правильно называть их (мяч, юла, кукла, мишка, машина), определять, из чего эта игрушка сделана, выяснить значение каждой игрушки, уметь выполнять практические действия с ними.
|
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. 1. И/у «Отвечаем на вопросы Незнайки» 2. И/у «Подбираем краски для карандаша» 3. И/у «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки» 4. И/у «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша» 5. П/и «Дни недели, стройтесь» 6. И/у «Поможем Незнайке найти вещи» |
Автоматизация звука с в чистоговорках. Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко». Игра «на рынке» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Надуй игрушку» Пальчиковая гимнастика: Игры с прищепками Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание не менее 6 предложенных предметов. |
|
|
IV неделя «Дикие животные наших лесов» |
Рассматривание картинок, беседа Формировать представление о диких животных (волк,заяц, лиса, медведь, белка, еж). Учить отмечать характерные признаки диких животных и их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части их тела. Обогащать представления об образе жизни диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, готовятся к зиме. Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло. |
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. 1. И/у «Составим число» 2. Работа с раздаточным материалом. 3. Д/и «Найди предмет такой же формы» 4. И/у «Приготовим снежинки для салфеточки» 4. И/у «Разложим снежинки правильно |
Автоматизация звука с во фразовой речи. Упр. «Звук заблудился» Описательный рассказ по картине лиса (заяц...) Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение:«Голоса животных» Пальчиковая гимнастика: Зайчик, собачка. Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание потешек по теме «животные». Удерживание в поле зрения не менее 6 предметов |
|
|
Февраль Iнеделя «Наша пища. Труд повара. Посуда» |
Рассматривание картинок, беседа Дать понятие о продуктах питания, о жизненно необходимых продуктах: молочных, мясных, мучных. Уточнять и расширять знания о профессии повара, предметах, необходимых ему для работы.
|
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. И/у «Составим число» Работа с раздаточным материалом. И/у «Поможем Федоре собрать посуду» Д/и «Запомни и повтори |
Постановка звука З. Упр. «Что из чего сделано», Один-много» «1-2-5» Игра «Найди звук» Артикуляционная гимнастика:для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Горячий чай» Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Запоминание расположения 6 игрушек. Игра: «Четвёртый лишний?» |
|
|
II неделя «В стране безопасности» |
Рассматривание картинок, беседа Дать представление о бытовых приборах, их назначении и роли в жизни человека. Познакомить с правилами |
совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках; развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа)
1. И/у «Собираем веер» 2. И/у «Игра с веером» 3. И/у «Составим число» Физкультминутка «Летает не летает» 4. Д/и «Танграм» 5. И/у «Что где находится» |
1Автоматизация звука З в прямых и обратных слогах. Повторение слогов. 2.Фонематический слух Упр. «Логопедическое лото» Игра: «Кто сказал правильно» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане» Пальчиковая гимнастика: Игры с мягким конструктором Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Развитие умения находить одинаковые предметы |
|
|
III неделя Спорт Виды спорта |
Рассматривание картинок, беседа.Уточнять и расширять представление о видах спорта и спортсменах.
|
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10. упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. 1. И/у «Считай дальше» 2. И/у «Отсчитай фигуры» 3. Работа с раздаточным материалом. |
Упр. «Хлопай не зевай»,» Повтори за мной»(отработка слоговых рядов) Игра «Подбери спортивный снаряд», »Где спрятались спортивные снаряды (закрепление употребления простых предлогов)» Дыхательное упражнение: «Футбол»Пальчиковая гимнастика: Самомассаж пальцев Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Развивать умение собирать целую картинку из трех частей. Выделение четвертого лишнего предмета. Развивать умение запоминать не менее 6 предметов.. |
|
|
IV неделя «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Познакомить с трудом взрослых, с профессиями в школе и в д/с. Познакомить с необходимыми инструментами. Расширять глагольный словарь. Составлять предложения о профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых |
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, чтопредмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. 1. И/у «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью» 2. И/у «Завяжем кукле бантики» 3. И/у «Салфетки для кукол» 4. Д/и «Геометрическое лото» 5. П/и «Автомобили и гараж» |
Автоматизация звука З в словах (в середине слова). Упр. «Один-много», «Посчитаем» Дыхательное упражнение: «Шторм в стакане» Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Развивать умение удерживать в поле зрения не менее 6 предметов. Развитие умения находить одинаковые предметы. |
|
|
Март I неделя «Мамин праздник. Женские профессии» |
Дать представление о празднике мам, развивать доброе отношение и любовь к своей маме. Познакомить с профессиями: врач, медсестра |
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица. 1. И/у «Кто быстрее составит число» 2. И/у «Составим число» 3. И/у «Сколько осталось» 4. Д/и «Кто ушел» 5. И/у «Расскажи о длине полосок» 6. И/у «Где лежит предмет» |
Автоматизация звука З в словах (в середине и в конце слов) «Логопедическое лото». Составление рассказа по серии сюжетных картинок Дид. игра: «Что изменилось?» Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая игра: Игры с мягким конструктором. Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Игра: «Что изменилось?» (развивать произвольное внимание и кратковременную память) Объединение предметов в группы по определенным признакам. |
|
|
II неделя «Весна. Приметы весны» |
Расширять словарный запас прилагательных. Формировать связные устные высказывания. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. |
Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать два предмета по ширине методом наложения, закреплять умение последовательно называть дни недели. 1. И/у «Игрушки в ряд» 2. И/у «Строим дорогу для машин» 3. И/у «Игрушки для котеночка» 4. П/и «Живая неделя» |
Автоматизация звука З в словосочетаниях и коротких предложениях Игра «Засели слова в домики». Составление предложений по опорным картинкам. Расскажи, какая бывает весна. Дыхательное упражнение: «Насос» Пальчиковая гимнастика: Су-Джок терапия Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание потешек по теме «Весна».
|
|
|
III неделя «Моя семья дружная, любимая» |
Закрепление понятий: люди, мужчина, женщина, семья. Формирование представлений о возрасте человека. Обогащение словаря признаков, активизация глагольного словаря. Образование сущ. с ум. -ласкательными суфф. (мама-мамочка, папа-папочка) |
Учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. 1. И/у «Строим лодочки» 2. Работа с раздаточным материалом. 3. И/у «Кораблики уходят в море» 4. И/у «Маршрут корабликов» |
Дифференциация звуков З-с в словах и словосочетаниях. Беседа по картине «Моя семья». (ответь на вопросы) Дыхательное упражнение: «Малыш плачет» Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Удерживание в поле зрения не менее 6 предметов. |
|
|
IV неделя «В мире техники» |
«Предметы, облегчающие труд человека в быту» Цель: Формировать у детей представления о предметах, облегчающих труд человека в быту, обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение |
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. 1. И/у «Раздели круг на части» 2. И/у «Раздели круг и покажи его части» 3. И/у «Определи 4. П/и «Найди свой аэродром» |
Дифференциация звуков З-С в предложениях и во фразовой речиДыхательноеупражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая гимнастика: Игры с мягким конструктором. Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание 6 предложен-ных предметов. Упр «Четвертый лишний» (развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их по основному признаку) |
|
|
Апрель I неделя «Домашние птицы» |
Рассматривание картинок, бесед «Домашние птицы» Знакомить с домашними птицами (петух, курица, цыпленок, гусь, утка), характерными отличительными признаками птиц. Ввести в словарь обобщающее понятие «домашние птицы».
|
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево 1. И/у «Отсчитай столько же» 2. Работа с демонстрационным материалом. 3. Работа с раздаточным материалом. Физкультминутка 4. Д/и «Правильно пойдешь - клад найдешь» |
Работа над речевым дыханием и фонематическим восприятием. Беседа по лексической теме. Упр. «Кто как голос подает» Игра: «Четвёртый лишний?» Дыхательное упражнение: «Часики» Пальчиковая гимнастика кулак-ребро- ладонь Артикуляционная гимнастика: со Смешариками (для свистящих звуков) Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда) |
Отгадывание загадок по теме «птицы». развитие умения находить одинаковые предметы. Удерживание в поле зрения не менее 5 предметов.
|
|
|
II неделя «Планета Земля» |
Рассматривание картинок, беседа Цель: способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так, как только на ней есть жизнь; Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр. |
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). 1. Тренировка «Космонавтов» перед полетом. 2. И/у «Найди свой сувенир» 3. И/у «Соберем ракеты» 4. Продолжение полёта. 5. И/у «Найди свой космодром» |
Постановка звука Ш Гусь шипит: шшшш Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая гимнастика: Штриховка Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Классифицирование предметов в группы по определенным признакам |
|
|
III неделя «Водный мир» |
Рассматривание картинок, беседа Расширять представление детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки,моря. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных растений. |
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. 1. Д/и «Отсчитай-ка» 2. Д/и «Найди соседей» 3. Д/и «Составь целое по его части» 4. И/у «Определи правильно» |
Автоматизация звука Ш в прямых слогах. «Логопедическое лото» Артикуляционная гимнастика:для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Насос» Пальчиковая гимнастика: Штриховка Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Запоминание не менее 6 предложенных предметов. Классифицирование предметов в группы по определенным признакам.
|
|
|
IVнеделя «Комнатные растения» |
Познакомить с комнатными растениями: бегония, фикус, фиалка. Познакомить со строением и учить называть части растений: корень, стебель, лист, цветок. Учить сравнивать растения, находить сходства и отличия |
упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 1. И/у «Составь число правильно» 2. И/у «Найдем секрет по плану» 3. И/у «Назови дни недели» 4. И/у «Найди выход из лабиринта» |
Автоматизация звука Ш в обратных слогах Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая игра: «Цветки» Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Выполнение задания, не отвлекаясь около 10 минут. Развитие умения находить предмет в группах, не подходящий по общим признакам.
|
|
|
Май I неделя «Весна. Растения луга и сада» |
Рассматривание картинок, беседа Продолжать знакомить с весенними изменениями в природе, предложить «заглянуть» в лес, на луг, в поле, рассказать о том, какие там произошли изменения. Активизировать в речи и уточнить названия растений, явлений природы, учить согласовывать слова в предложении.
|
Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). 1. И/у «Учись считать» 2. Задания с раздаточным материалом 3. И/у «Исправь ошибку» 4. Задания с раздаточным материалом |
Автоматизация звука Ш в начале слов (шаг, шаги и т.д.) Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок». Д\и «Скажи наоборот». Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда |
Развитие умения находить одинаковые предметы. |
|
|
II неделя «Насекомые» |
Знакомить с многообразием насекомых, учить определять их отличительные черты, учить согласовывать слова в предложении |
Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов |
Автоматизация звука ш в середине слова. Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу» Артикуляционная гимнастика: для шипящих звуков. Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением (по заданию учителя-логопеда . |
Развивать умение находить отличия между предметами |
|
|
III неделя - IV неделя |
диагностика |
диагностика |
диагностика |
диагностика |
|
|
- Информация о материале
- Автор: Администратор
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 175
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Английский для малышей»